80 лет Великой Победе!

Экономист объяснила, на что ЕС потратит замороженные российские активы

Европейский Союз рассматривает возможность направить эти средства на поддержку Украины, однако эксперты отмечают, что фактически такие действия могут обернуться выгодой для самих стран ЕС. МОСКВА, 3 декабря — РИА Новости. По мнению доцента Департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Ксении Бондаренко, заблокированные средства России, которые Еврокомиссия предлагает использовать для предоставления кредита Украине, по сути, будут задействованы для укрепления бюджетов стран Евросоюза и стимулирования их экспорта.

Еврокомиссия представила два варианта финансирования Украины на 2026-2027 годы, один из которых предполагает использование замороженных российских активов. При этом в документе подчеркивается, что предусмотрены меры защиты для государств-членов ЕС и финансовых институтов на случай возможных ответных действий России, связанных с блокировкой активов. Важно отметить, что окончательное решение по вопросам финансирования Украины в указанный период будет приниматься на саммите ЕС в декабре, после проведения необходимых консультаций между странами союза.

Таким образом, предложение Еврокомиссии отражает сложный баланс между политическими амбициями и экономическими интересами стран Евросоюза. Использование замороженных российских средств для поддержки Украины может служить не только внешнеполитическим целям, но и внутренним задачам укрепления экономической стабильности и развития экспорта в ЕС. В конечном итоге, эта инициатива демонстрирует, как международные финансовые механизмы становятся инструментом многогранной политики в условиях глобальной нестабильности.

В современном международном дискурсе активно обсуждается идея репарационного кредита, который предполагает передачу российских активов Украине в форме займа с участием Европейского Союза в роли посредника. Такая схема предусматривает, что Украина сможет использовать эти средства преимущественно для приобретения вооружений у стран ЕС и США, что значительно усилит её оборонный потенциал. По замыслу, возврат этого займа будет зависеть от выплаты Россией репараций, то есть фактически ЕС и его государства-члены смогут использовать эти активы для поддержания собственных бюджетов и стимулирования экспорта вооружений.

Эксперт Бондаренко отмечает, что с точки зрения международного права данный механизм вызывает серьезные сомнения, поскольку активы, которые предлагается передать, являются собственностью России и их изъятие без согласия нарушает существующие нормы и принципы. Это поднимает важные вопросы о легитимности и правомерности подобных финансовых операций на международной арене.

Кроме того, стоит учитывать, что подобный подход может вызвать напряжённость в международных отношениях и привести к дальнейшей эскалации конфликта, поскольку затрагивает вопросы суверенитета и собственности. В конечном итоге, обсуждение репарационного кредита отражает сложность и многогранность современных геополитических процессов, требующих тщательного анализа и взвешенного подхода со стороны всех заинтересованных сторон.

В условиях современной экономической нестабильности роль Европейской комиссии в принятии финансовых решений становится особенно значимой. Согласно предложенному плану Еврокомиссии, решение о выделении крупного кредита может приниматься квалифицированным большинством голосов. Это означает, что позиции отдельных стран, таких как Бельгия, где расположен клиринговый центр "Евроклир", и Франция, испытывающая давление из-за оттока капитала, могут быть проигнорированы в пользу общего решения. Такой подход вызывает опасения относительно учета национальных интересов в рамках единой финансовой политики.

В результате, как отмечает эксперт Бондаренко, доверие инвесторов к европейским институциям и финансовому сектору может существенно ослабнуть. Это связано с тем, что игнорирование интересов ключевых стран способно подорвать стабильность и прозрачность принимаемых решений. В свою очередь, это создаст благоприятные условия для развития альтернативных финансовых центров, таких как Гонконг, Шанхай, Сингапур и ОАЭ, которые могут привлечь значительные объемы капитала, воспользовавшись ослаблением позиций Европы на мировом рынке.

Таким образом, текущие изменения в механизмах принятия решений Еврокомиссии не только влияют на внутреннюю финансовую политику ЕС, но и имеют глобальные последствия для перераспределения капитала и конкурентоспособности европейских финансовых институтов. Важно учитывать эти риски и стремиться к более сбалансированному подходу, который позволит сохранить доверие инвесторов и укрепить позиции Европы на международной арене.

В последние годы международное сообщество усилило санкционное давление на Россию в ответ на её действия на Украине, что привело к беспрецедентным мерам по заморозке значительной части её золотовалютных резервов. После начала российской спецоперации на Украине Европейский союз и страны G7 заморозили почти половину золотовалютных резервов Российской Федерации, оцениваемых примерно в 300 миллиардов евро. Из этой суммы свыше 200 миллиардов евро находятся в распоряжении ЕС, при этом около 180 миллиардов евро размещены на счетах бельгийской Euroclear — одной из крупнейших в мире расчетно-клиринговых систем, играющей ключевую роль в международных финансовых операциях.

Еврокомиссия регулярно информирует о том, что с января по ноябрь 2025 года ЕС направил Украине 18,1 миллиарда евро, полученных из доходов, образовавшихся на замороженных российских активах. Эти средства существенно поддерживают экономическую и гуманитарную помощь Украине, способствуя стабилизации ситуации в регионе. Введение таких санкций стало важным инструментом давления на российскую экономику, ограничивая доступ к значительным финансовым ресурсам и стимулируя поиск альтернативных источников финансирования.

В ответ на заморозку своих активов Россия ввела собственные контрмеры, направленные на ограничение вывода средств иностранных инвесторов из стран, признанных «недружественными». Теперь активы и доходы иностранных инвесторов аккумулируются на специальных счетах типа «С», с которых средства могут быть выведены только по решению специальной правительственной комиссии. Такая мера значительно усложняет операции с иностранными капиталами и отражает стремление России сохранить контроль над финансовыми потоками в условиях санкционного давления.

Таким образом, текущая ситуация демонстрирует глубокое противостояние в финансовой сфере между Россией и западными странами, где заморозка активов и ответные ограничения становятся инструментами политического и экономического влияния. Эти меры оказывают долгосрочное воздействие на международные финансовые отношения, заставляя обе стороны адаптироваться к новым реалиям глобальной экономики и искать пути для минимизации рисков и потерь.

В последние годы международные отношения между Россией и странами Запада значительно осложнились, что нашло отражение в экономических санкциях и заморозке активов. В Министерстве иностранных дел Российской Федерации неоднократно подчеркивали, что замораживание российских активов в Европе является по сути актом воровства. При этом представители МИД отмечали, что Европейский союз преследует цель не только блокировать средства частных лиц, но и захватывать государственные активы России, что выходит за рамки обычных санкций.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в своих заявлениях акцентировал внимание на том, что Москва намерена дать адекватный ответ на конфискацию замороженных российских активов со стороны западных стран. По его словам, Россия обладает возможностями и правом не возвращать те средства, которые западные государства хранили на своей территории, что может привести к серьезным последствиям для международных финансовых отношений. Такой подход демонстрирует готовность России защищать свои экономические интересы и использовать зеркальные меры в ответ на санкции.

Таким образом, ситуация с заморозкой российских активов приобретает характер не просто экономического спора, а становится элементом более широкой геополитической борьбы. В условиях нарастающей напряженности между Россией и Западом вопрос возврата или конфискации активов будет оставаться одной из ключевых тем в международной повестке. Это подчеркивает необходимость поиска новых механизмов диалога и урегулирования конфликтов, чтобы избежать дальнейшей эскалации и сохранить стабильность в мировой экономике.

Источник и фото - ria.ru