Историк раскрыл заслуги "драматурга из госбезопасности" Михаила Маклярского
В осенние дни 1941 года знаменитый контрразведчик Михаил Маклярский активно разрабатывал надежные легенды для своих агентов, которые оставались в Москве для противодействия гитлеровцам в случае оккупации советской столицы.
После этого он принял участие в исключительной операции под названием "Монастырь", направленной на распространение стратегически важной дезинформации среди немецкого абвера. После завершения Великой Отечественной войны Маклярский переключился на написание сценариев для популярных художественных фильмов, где сотрудники чекистов изображались как интеллектуалы, превосходящие врага своим умом, а не только физической силой и оружием.
Эксперт в области контрразведки и тайных операций, Михаил Маклярский, проявил себя как мастер создания ложных историй для своих агентов, способных эффективно действовать в условиях вражеской оккупации. Его участие в операции "Монастырь" стало ярким примером успешной дезинформационной кампании, направленной против немецких разведчиков. После войны Маклярский продолжил свою деятельность, внедряя свои идеи и принципы в сценарии кинофильмов, где спецслужбы изображались в необычном свете, отличном от стереотипов.Несмотря на то, что военные годы оставили свой отпечаток на жизни Михаила Маклярского, его талант и профессионализм помогли ему успешно адаптироваться к новым условиям и продолжать свою творческую деятельность в кинематографе.Эксперт Национального центра исторической памяти при президенте России, историк спецслужб Олег Матвеев, поделился информацией с РИА Новости о предстоящем 115-летии со дня рождения Михаила Маклярского. Важно отметить, что Маклярский оставил значительный след в истории и разведывательной деятельности.В сентябре 1947 года вышел на экраны советский фильм "Подвиг разведчика" от Киевской киностудии, где главную роль исполнил Павел Кадочников. Этот фильм стал популярным благодаря таланту актера и увлекательному сюжету о советском разведчике, заброшенном в тыл врага.Михаил Маклярский и его подвиги, а также фильм "Подвиг разведчика" с Павлом Кадочниковым в главной роли, являются важными элементами советской истории и кинематографа. Необходимо сохранять память об этих личностях и произведениях истории для будущих поколений.В советском кинематографе существует фильм, который обратился к теме разведки всего через два года после окончания Великой Отечественной войны. Это придало картине дополнительный интерес, так как в то время разведывательная деятельность была тщательно скрыта от общества. Успех фильма был ошеломляющим - около 23 миллионов зрителей посмотрели его только в отечественном кинопрокате. После появления телевидения аудитория "Подвига разведчика" стала не поддающейся подсчету. Многие советские подростки посещали кинотеатры, чтобы увидеть этот фильм не один, а несколько раз. Для некоторых он стал определяющим в выборе своего жизненного пути, - поделился Матвеев.Эксперт подчеркнул, что в фильме Павел Кадочников не просто играет роль суперагента-боевика, а создает образ разведчика-интеллектуала, который побеждает врага своим острым умом, а не физической силой. Это придает картины особую глубину и оригинальность, отличающую их от западных шпионских фильмов. Как отмечает эксперт, этот фильм был снят задолго до появления популярных англо-американских "бондиан" и других шпионских детективов. Авторами сценария этого фильма указаны Константин Исаев, Михаил Блейман и Михаил Маклярский.Создатель литературной основы сценария пьесы "Подвиг остается неизвестным", Маклярский, совершил свой творческий дебют в кино, став полковником госбезопасности. Это было особенно значимо, учитывая, что его коллеги уже имели опыт работы над несколькими фильмами. Матвеев отметил этот момент в своем высказывании.Немногие знали, что главный герой фильма был основан на реальном спецагенте под псевдонимом "Колонист", который также был Героем Советского Союза - Николаем Ивановичем Кузнецовым. Даже среди работников министерства государственной безопасности СССР на Лубянке не было многих, кто знал об этой связи. Важно отметить, что именно этот агент стал вдохновением для создания персонажа.Таким образом, фильм, основанный на пьесе Маклярского, привлек внимание зрителей не только своим сюжетом, но и связями с историческими событиями и реальными личностями.В тылу противника на Западной Украине действовал отважный разведчик и ликвидатор нацистских бонз, выступая в образе офицера вермахта с документами на имя обер-лейтенанта Пауля Зиберта. Он был частью спецотряда "Победители" Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) СССР. Героически погиб весной 1944 года Николай Кузнецов в схватке с бандитами УПА* ("Украинская повстанческая армия"). Михаил Маклярский, начальник отдела 4-го Управления НКГБ СССР, лично знавший руководство отряда и самого Кузнецова, отметил это событие.Этот акт храбрости и самопожертвования стал ярким примером подвига советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Николай Кузнецов, действуя под прикрытием легенды офицера вермахта, успешно выполнял задания по разведке и ликвидации вражеских агентов. Его смерть стала трагическим эпизодом в борьбе с нацистскими оккупантами.Михаил Маклярский, как высокопоставленный чиновник НКГБ, был в курсе многих операций советских спецслужб на территории врага. Его личное знакомство с Николаем Кузнецовым и участие в координации разведывательных миссий делают его свидетелем исторических событий, которые остались в памяти поколений.Михаил (имя при рождении Исидор) Борисович Маклярский родился в городе Одессе 16 ноября (по новому стилю) 1909 года в семье портного. Этот талантливый сценарист и создатель фильма, который получил признание как у обычных зрителей, так и у высших чиновников страны. Фразы из его картины стали нарицательными и до сих пор воспринимаются представителями старшего поколения, выросшего на них. Неудивительно, что спустя несколько месяцев после премьеры, Михаил Маклярский и другие создатели фильма были удостоены Сталинской премии.В начале своей жизни, оставшись сиротой в 15 лет, этот парень смог успешно завершить школу-семилетку и профтехшколу, не забывая при этом подрабатывать, чтобы прокормить себя. Когда пришло время служить в армии, его направили в органы ГПУ Туркменской ССР, где он отработал четыре года в информационном отделе. После этого молодого чекиста отправили в Москву в центральный аппарат ОГПУ, где он стал оперуполномоченным Особого отдела в конце 1931 года.В период 1931 года, когда в руководстве ОГПУ происходили серьезные изменения, история умалчивает о том, каким образом Маклярский смог совершить свое впечатляющее продвижение по службе. Вероятно, это произошло благодаря его включению в "команду" какого-то влиятельного руководителя, переведенного в столицу. Такая практика была распространена в то время и отражала глобальные изменения в структуре власти. Эксперт Матвеев отмечает, что одной из ярких заслуг Маклярского в тот период было его награждение знаком "Почетный работник ВЧК-ГПУ" в возрасте 25 лет. Эта высшая ведомственная награда органов госбезопасности СССР свидетельствовала о его выдающихся способностях в контрразведке и преданности делу. Таким образом, Маклярский был не только частью важных структурных изменений в ОГПУ в 1931 году, но и доказал свою профессиональную компетентность и преданность службе в области госбезопасности.Маклярский начал свою карьеру в особом отделении аппарата по внутренней охране Кремля в конце 1935 года. Однако вскоре его жизнь принимает неожиданный оборот. Летом 1936 года его переводят на строительство канала Москва-Волга в оперативную часть Дмитлага НКВД СССР. Этот перевод становится серьезным испытанием для Маклярского."Но затем его дальнейшая карьера дает серьезную трещину. Летом 1936 года Маклярского переводят из престижного Московского Кремля на строительство канала Москва-Волга в оперативную часть Дмитлага НКВД СССР. А 1 мая 1937 года по личному указанию наркома внутренних дел Николая Ежова арестовывают по подозрению "в участии в террористической организации на канале Москва-Волга", - сказал Матвеев. В самый пик массовых репрессий августа 1937 года, когда страна была охвачена волной политических репрессий, произошло удивительное событие: Михаила Маклярского освободили из-под стражи по причине "недоказанности обвинения". Этот необычный поворот событий произошел на фоне жесткой фабулы обвинения, что вызвало удивление у многих. После освобождения Маклярского его перевели на работу в аппарат ГУЛАГа, однако вскоре его все-таки уволили из органов НКВД. Вероятно, сам факт ареста и серьезные подозрения привели к потере доверия к нему со стороны руководства.Но жизнь снова внесла свои коррективы в судьбу контрразведчика Михаила Маклярского. Возможно, его освобождение было результатом внутренних политических интриг или изменения в политической обстановке. Этот случай поднял много вопросов о системе репрессий того времени и о том, какие силы могли стоять за таким неожиданным поворотом событий. Возможно, Маклярский стал жертвой политических игр и манипуляций, которые были характерны для того периода истории.В конце 1940 года снова крутой поворот в жизни Михаила Маклярского наступил, когда его опыт и профессионализм привели к назначению на должность начальника отдела вновь созданного Управления по делам военнопленных и интернированных в системе НКВД. Этот поворот связан с появлением первых польских военнопленных на территории Западной Белоруссии и Западной Украины после разгрома германскими войсками Польши и начала Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года. С Маклярским, как с опытным сотрудником, предстояло работать с этими военнопленными советской контрразведке.Начнем с того, что вернувшего доверие коллег контрразведчика переводят на секретно-политическую линию работы в 2-й отдел (СПО) Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Этот отдел боролся с враждебной деятельностью участников антисоветских партий и групп, а также с антисоветской деятельностью церковников, сектантов, националистов. Кроме того, осуществлял контрразведывательное обслуживание вузов, втузов и учреждений культуры, таких как киностудии, издательства и театры", - прокомментировал Матвеев.Должность начальника сразу двух отделов (секретно-политического и контрразведывательного) в то время занимал комиссар госбезопасности Петр Васильевич Федотов. Важно отметить, что на протяжении Великой Отечественной войны он будет руководить всей контрразведкой НКВД-НКГБ, а по ее окончании возглавит внешнюю разведку страны.
Возможно, ключ к загадке, почему главный герой своих произведений Маклярский назвал Федотовым, скрывается именно здесь. До войны Федотов руководил операцией спецагента "Колониста" в Москве, - уточнил Матвеев. Важно отметить, что именно общение с интеллигенцией в СПО стало отправной точкой для будущего драматурга и сценариста Маклярского. Приобретенные навыки и опыт в общении с писателями, художниками и преподавателями пригодились ему в период войны, подчеркнул Матвеев.В октябре 1941 года, накануне введения осадного положения в Москве, Маклярского переводят под начало комиссара госбезопасности Павла Судоплатова во 2-й отдел НКВД СССР, ставший чуть позже знаменитым 4-м Управлением. Здесь он сразу включается в работу по формированию из самой лучшей и проверенной агентуры, в том числе и "родного" СПО, диверсионно-террористического подполья, на случай сдачи столицы противнику. Необходимость создания такой агентуры и подполья обусловлена была тяжелой обстановкой на фронтах Великой Отечественной войны и возможностью вражеской оккупации Москвы. В списке агентов, планируемых к оседанию в городе, значился и Николай Кузнецов ("Колонист"). Руководить объединенным подпольем предстояло переведенному на нелегальное положение начальнику контрразведки НКВД Петру Федотову. Эта операция требовала высокой степени координации и секретности, чтобы обеспечить безопасность столицы и поддержать сопротивление врагу в случае необходимости.В эпоху неопределенности и опасности, молодой драматург начинает заточать свое мастерство, выстраивая интриги для агентов, оставленных в городе. Ошибка или небрежность могут стоить агенту жизни, а то и целой операции, подчеркнул Матвеев.Начиная с небольших задач и операций, Маклярский постепенно взбирался по карьерной лестнице и стал одним из высших руководителей в структуре 4-го Управления НКВД-НКГБ. Его обязанности включали надзор за разведывательными и диверсионными миссиями на оккупированных территориях, а затем - на территории стран Восточной Европы.Важность каждого шага, каждого слова, каждой инструкции становилась все более явной по мере того, как Маклярский погружался в мир шпионажа и контрразведки. Его решения могли иметь глобальные последствия, и он был готов к любым жертвам, чтобы обеспечить успех операций и защитить своих агентов.Важно отметить, что Маклярский активно участвовал в разработке идеи уникальной оперативной игры с участием немецкого абвера под кодовым названием "Монастырь", проводимой под началом Павла Судоплатова с февраля 1942 по май 1945 года. Эту информацию предоставил Матвеев.Следует отметить, что ключевым игроком в этой операции стал агент СПО НКВД с 1934 года по имени Александр Демьянов ("Гейне"), который был подставлен разведкой противника в качестве эмиссара якобы существующей в Москве подпольной прогерманской монархической организации "Престол". "Легенда, разработанная Маклярским для этого ценного агента, успешно прошла проверку в абвере и вплоть до конца войны укрепляла доверие к нему. В рамках продолжительной радиоигры противнику передавалась дезинформация стратегического характера, оказывавшая влияние на ход некоторых боев", - поделился Матвеев.В феврале 1947 года полковник Маклярский, награжденный двумя орденами Отечественной войны и двумя орденами Красной Звезды, был вынужден уйти из органов госбезопасности из-за заболевания. Несколько лет спустя он стал управляющим Объединения "Совэкспортфильм", но вскоре вернулся к творческой деятельности. Вместе с соавтором сценария, одесситом Константином Исаевым, он создал фильм "Секретная миссия", который вышел в прокат летом 1950 года. После увольнения Маклярский активно занимался кинематографией, продолжая свою успешную карьеру в этой области."Фильм "Секретная миссия", просмотренный 19 миллионами зрителей по всей стране, предвосхитил сюжет будущего шедевра Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". В нем советская разведка раскрыла и помешала сепаратным переговорам гитлеровцев с англо-американцами о капитуляции немецких войск на Западном фронте в 1945 году", - подчеркнул Матвеев.Примечательно, что главный герой фильма, сыгранный актером Алексеем Грибовым, представляет собой генерала советской разведки по имени Петр Васильевич. Этот персонаж стал символом храбрости и преданности своей стране в борьбе против фашистской угрозы.
Эксперт отметил, что жест почтения, сделанный соавтором сценария Михаилом Маклярским в адрес начальника внешней разведки СССР Петра Васильевича Федотова, свидетельствует о глубокой дружбе и уважении между ними. Вместе они готовили подпольную агентурную сеть на случай оккупации Москвы и прошли через все трудности войны. Как отметил эксперт, за этот фильм авторский коллектив был удостоен Сталинской премии I степени, что являлось высокой наградой (в отличие от премии II степени за "Подвиг разведчика").Однако, несмотря на полученные награды, Маклярского не спасли от ареста в ноябре 1951 года по обвинению в участии в "сионистском заговоре в МГБ". Это событие стало трагическим поворотом в жизни талантливого сценариста и его коллег, подчеркнул эксперт. Возможно, политические интриги и репрессии того времени не пощадили никого, даже тех, кто внес вклад в кинематограф и защищал интересы страны.В результате длительного заключения, длившегося два года без вынесения приговора, Маклярский был освобождён после смерти Сталина и ареста Берии в соответствии с положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии", - поделился Матвеев. После выхода на свободу, он окончательно решил посвятить себя творчеству и стал писателем-драматургом. Пройдя обучение на Высших литературных курсах при Литературном институте имени Горького, Маклярский активно включился в работу Союза писателей и Союза кинематографистов. Более того, он стал первым руководителем Высших сценарных курсов и успешно возглавлял это учебное заведение целых 12 лет. Этот период в жизни Маклярского был отмечен значительными достижениями в области литературы и кинематографии. Его вклад в развитие сценарного искусства оказался неоценимым, и его работы получили признание как в стране, так и за ее пределами.Михаил Маклярский, в соавторстве с Львом Шейниным, Кириллом Рапопортом и другими коллегами, создал сценарии для ряда кинокартин, которые были выпущены на экраны страны с разной периодичностью. Фильмы рассказывают о работе сотрудников контрразведки ("Выстрел в тумане", "Заговор послов", "Следствие продолжается", "Петерс", "Агент секретной службы"), о деятельности уголовного розыска ("Ночной патруль", "Инспектор уголовного розыска", "Будни уголовного розыска", "Расследование") и других аспектах. Всего было снято 11 художественных фильмов различными киностудиями страны по сценариям, созданным Маклярским.Эти кинокартины не только пользуются популярностью у зрителей, но и являются важным источником информации о работе спецслужб и правоохранительных органов. Благодаря реалистичному подходу к созданию сценариев, зрители могут окунуться в атмосферу расследований, тайных операций и сложных задач, стоящих перед сотрудниками контрразведки и уголовного розыска.Каждый фильм, созданный по сценарию Михаила Маклярского, несет в себе уникальный сюжетный поворот и захватывающие моменты, которые удерживают внимание зрителя до самого финала. Великолепная игра актеров и профессиональная режиссура делают каждую картину по-настоящему запоминающейся и ценной для кинематографа.Эксперт: Михаил Маклярский, известный драматург и сотрудник госбезопасности, оставил после себя наследие в виде более десятка пьес приключенческого жанра. Среди них "Опасный перекресток" (совместно с Алексеем Спешневым), "Совершенно секретно" (совместно с Константином Исаевым), "Несчастный случай" и "Пока не поздно" (оба - совместно с Дмитрием Холендро), "Кафе "Лира" и "Высшая мера наказания" (оба - совместно с Кириллом Рапопортом) и другие произведения. Михаил Маклярский ушел из жизни в июне 1978 года, и его похороны состоялись на Кунцевском кладбище в Москве. Посмертно вышли фильмы "Агент секретной службы" и "Расследование", продолжая творческое наследие писателя-драматурга.Экстремистская организация, запрещенная в России, вызывает серьезные опасения среди правоохранительных органов. Ее деятельность направлена на нарушение законов и порядка, а также на подрыв стабильности общества. Несмотря на запрет, члены этой организации продолжают активно действовать, угрожая безопасности граждан. Важно принимать меры для предотвращения распространения экстремистских идей и борьбы с их пропагандой.Источник и фото - ria.ru