Какие университетские рейтинги нужны российской экономике
22.03.2025 08:00

Это означает, что необходимо обеспечить рост числа работающих, не учитывая пенсионеров. По оценкам Минтруда, примерно треть этой потребности приходится на людей с высшим образованием.
Критическое значение имеет преодоление кадрового дефицита для эффективного развития экономики, даже при увеличении спроса. Одним из способов привлечения инженерных кадров является возможное увеличение числа бюджетных мест в университетах. Однако стоит помнить, что около 40 процентов высокообразованных специалистов не работают по специальности, что снижает общий КПД системы.Следует обратить внимание на то, что низкая эффективность использования кадровых ресурсов приводит к значительным потерям энергии в системе. Повышение профессиональной мобильности и соответствие специализации работе могут стать ключевыми факторами в решении проблемы кадрового голода и обеспечении устойчивого развития экономики.**Новый рейтинг университетов с учетом трудоустройства станет ключевым инструментом для решения проблемы в сфере кадрового обеспечения вузов.** Президент выразил явное требование к разработке этого рейтинга, поручив Минтруду России взять на себя эту ответственность. Это необходимо для эффективного государственного регулирования системы высшего образования. Без объективной оценки университетов с учетом трудоустройства выпускников, планирование кадрового потенциала на период пяти лет становится сложной задачей. Абитуриенты желают иметь возможность выбирать учебное заведение, которое наилучшим образом подойдет для успешного старта их карьеры. Кроме того, предприятия видят в этом рейтинге потенциальный источник квалифицированных кадров.**Публикация нового рейтинга запланирована на 15 июня текущего года.** Это будет важным шагом в повышении прозрачности и эффективности системы высшего образования. Надеемся, что создание такого рейтинга поможет студентам, работодателям и государству лучше понимать и оценивать вклад каждого университета в подготовку специалистов.Новые данные по ранжированию выпускников вузов стали известны: теперь критериями будут зарплата и стабильность трудоустройства через два года после окончания обучения. Однако, важно отметить, что связь между специальностью по диплому и фактическими должностными обязанностями молодых специалистов на рабочем месте, скорее всего, не будет учитываться в этом рейтинге.Пошли более простым путем: вузы будут передавать государству информацию о своих выпускниках, включая данные СНИЛС — таким образом, через отчисления в Социальный фонд можно будет определить уровень заработной платы каждого молодого специалиста и подтвердить его активное участие в экономике.Этот подход к ранжированию выпускников вузов вызывает обсуждения в образовательном сообществе, поскольку многие считают, что оценка успеха студента должна учитывать не только финансовые показатели, но и соответствие специальности полученному образованию.Важно помнить, что отражение трудоустройства по специальности в рейтинге имеет большое значение для оценки качества образования и рынка труда. Этот вопрос обсуждался на заседаниях Национального совета по профессиональным квалификациям. Для решения этой проблемы необходимо провести анализ и улучшить систему профессиональных стандартов, но это требует значительных усилий и ресурсов.Пример, который можно привести в данном контексте, - два начальника по закупкам в разных гипермаркетах товаров для ремонта и строительства. Один из них имеет образование по направлению "Техника и технологии строительства" и обладает профессиональными навыками в этой области. Другой начальник, наоборот, является дипломированным менеджером, который приобрел глубокие знания в строительном бизнесе благодаря своему опыту. В данном случае интересно рассмотреть, кто из них работает вне своей специальности и как это влияет на результаты их работы.Важно понимать, что соответствие специальности и выполняемой работе играет ключевую роль в эффективности трудовой деятельности и развитии профессиональных навыков. Необходимо продолжать работу над совершенствованием системы образования и профессиональной подготовки, чтобы обеспечить более точное соответствие требованиям рынка труда и потребностям работодателей.С 2003 года в России начались попытки создания качественного отечественного университетского рейтинга, вдохновленные успехом Шанхайского рейтинга, осуществленного китайцами. В 2017 году появился рейтинг "Три миссии университета", разработанный Российским союзом ректоров. Оценим объективность этого рейтинга. Одним из критериев в нем является количество подписчиков университетского аккаунта в социальных сетях или размер аудитории сайта. Однако, как сравнивать университеты, где учатся по 40 тысяч студентов и те, где обучается менее 5000 человек, по таким критериям?Несмотря на попытки создания университетских рейтингов, вопрос объективности и справедливости остается открытым. Важно учитывать не только показатели, связанные с популярностью вуза в интернете, но и качество образования, научные исследования, кадровый потенциал и другие аспекты. Иногда именно малочисленность студентов может быть показателем индивидуального подхода и качественного обучения.Важно развивать методику рейтингования университетов, которая бы учитывала не только количественные показатели, но и качественные характеристики образовательного процесса. Только так можно создать объективный инструмент оценки университетов и их достижений.Существует еще один важный показатель, который следует учитывать при сравнении университетов - это количество доступных онлайн-курсов. Необходимо понимать, что качественное инженерное образование в дистанционной форме не всегда может быть эффективным, что делает сравнение вузов различных профилей затруднительным. Однако, для получения объективной картины стоит ориентироваться на сравнение университетов внутри одного профиля обучения. Это позволяет более точно оценить их соответствие критериям рынка труда. Важным шагом в этом направлении стало создание отечественного предметного рейтинга университетов в 2022 году. Этот рейтинг, разработанный агентством "РАЭКС-Аналитика" на основе методики "Три миссии университета", предоставил возможность оценить университеты по 29 предметным профилям высшего образования.Технические вузы теперь не сравниваются с консерваториями в рейтинге "РАЭКС-Аналитика", однако критерии оценки в нем не учитывают трудоустройство. Основой для этого рейтинга стали средний балл ЕГЭ, количество преподавателей, финансирование и публикационная активность студентов. Работодатели и абитуриенты добились изменений в рейтинге, но важно учитывать и другие факторы, влияющие на качество образования.Принципы оценки университетов в рейтинге QS отличаются от "РАЭКС-Аналитика". QS, созданный британской компанией Quacquarelli Symonds, учитывает иные критерии и ориентирован на мировой уровень. Какие именно факторы влияют на позицию в этом рейтинге и как они соотносятся с потребностями современного рынка труда?Важно понимать, что рейтинги вузов играют значительную роль при выборе образовательного учреждения, но не всегда отражают реальное качество обучения и подготовку к будущей карьере. Какие критерии следует учитывать при выборе вуза, чтобы обеспечить себе успешное будущее на рынке труда?При оценке качества подготовки выпускников вузов, как и в России, в других странах также отсутствует статистический инструментарий для точного соотнесения профессий с учебными специальностями. Однако мнение работодателей все же учитывается. Организаторы рейтинга провели опрос более 75 тысяч предпринимателей, чтобы выяснить, какие выпускники вузов лучше всего готовы к выполнению своих рабочих обязанностей. При этом в интегральной оценке университета по методике QS значительный вес (30%) уделяется критериям, отражающим состояние рынка труда.Следует отметить, что британцы также оценивают научную составляющую вузов в основном по их академической репутации, учитывая при этом количество научных публикаций и уровень цитирования. Такой подход позволяет более полно и объективно оценить научную деятельность университетов и их вклад в развитие науки и образования.Важность объективности при ранжировании вузов через оценку их репутации среди работодателей и в научной общественности подтверждается на примере Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II. В мировом рейтинге QS 2025 по направлению "Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность" университет занял четвертое место. Особенно впечатляющий результат достигнут по критерию академической репутации, где университет поднялся на второе место в мире.Следует отметить, что начиная с 19 мая 2023 года, университет попал в антироссийские санкционные списки. Тем не менее, это не помешало британским работодателям учитывать мнение руководства множества предприятий, которые ценят качество образования выпускников этого учебного заведения. Именно благодаря этому признанию выпускники Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II имеют преимущество при конкуренции на рынке труда.Репутация - это ценное явление, которое необходимо поддерживать и укреплять. Это дает гораздо большие результаты, чем попытки манипулировать данными для поднятия рейтинга. Проект "5-100", запущенный с 2012 по 2020 год, стремился поднять несколько российских университетов в топ-100 мировых университетских рейтингов, в основном в рейтинге QS.Минобрнауки России пришло к выводу, что ключевым моментом для входа в топ-100 станет улучшение соотношения студентов и преподавателей. Это показатель важен для оценки качества образования и привлекательности университета для студентов и исследователей.Поддержание хорошей репутации университета требует не только числовых показателей, но и качества образования, исследований, а также академической свободы. Успешное продвижение в мировых рейтингах требует комплексного подхода и постоянной работы над улучшением всех аспектов университетской деятельности.В современной российской высшей школе наблюдается тенденция к увеличению количества преподавателей на одного студента до уровня 4 к 1, что приближает ее к стандартам гувернерства. Однако даже при таком соотношении преподавателей и студентов, отечественные вузы не смогли войти в первую сотню университетов по проекту "5-100". Возможно, не хватило репутации и эффективности использования государственного финансирования в области образования.Необходимо признать, что российская высшая школа перестала слепо следовать западным трендам, как это было в 2012 году. Однако до сих пор не создана рейтинговая система, способная конкурировать с международными стандартами, такими как QS.Важно осознать, что для повышения качества образования в России необходимо не только увеличивать количество преподавателей, но и сосредоточить усилия на повышении репутации вузов, эффективном использовании финансирования и разработке собственной рейтинговой системы. Только таким образом российская высшая школа сможет добиться признания и успеха на мировой арене образования.Государственная аккредитация по категориям - это один из механизмов ранжирования вузов, который, удивительно, не применяется в России. Ведущие страны мира определяют статус своих университетов, исходя из национальных критериев, и Австралия здесь служит ярким примером. В стране этой океанической страны вузы классифицируются по пяти категориям на основе 12 параметров, многие из которых не учитываются в мировых рейтингах. Оценивается инфраструктура учебных заведений, вовлеченность студентов в академическую жизнь, развитие дополнительных навыков, система поддержки студентов внутри вуза, а также показатели зарплаты и трудоустройства. Все эти факторы важны для создания полноценной образовательной среды, способствующей развитию студентов и подготовке к успешной карьере.Образовательные учреждения стремятся к получению дополнительной отечественной звезды, чтобы укрепить свои позиции на конкурентном рынке. Государственный регулятор внимательно следит за цифровыми индикаторами, которые диктует, и их параметрами. Получение звезды может привести к привлечению большего количества абитуриентов, работодателей и финансирования. Однако, лишение этой звезды может привести к потере части абитуриентов и финансовой поддержки.Такая система оценки, которую определяет государственный регулятор, играет важную роль в определении дееспособности ректора и коллектива учебного заведения. Эти четкие цифровые индикаторы являются первичными по отношению к различным рейтингам, их следует тщательно учитывать при оценке успехов учебного заведения. Важно понимать, что получение отечественной звезды не только укрепляет репутацию учебного заведения, но и повышает его привлекательность для студентов и работодателей.Однако, стоит отметить, что эта система оценки и получение звезды — это лишь один из аспектов успешной работы учебного заведения. Важно также учитывать другие факторы, такие как качество образования, инновационные подходы к обучению, научные исследования и многие другие аспекты, которые влияют на общую репутацию и успех учебного заведения.Источник и фото - ria.ru