Космический полет по программе "Союз" — "Аполлон"

Ниже представлена информация о данном событии и его значение для науки и человечества.
Контакты между советскими и американскими учеными в области освоения космоса начались задолго до запуска "Союза-19" и "Аполлона". Уже после запусков первых искусственных спутников Земли начали формироваться основы для совместных космических проектов.
Первое соглашение о сотрудничестве в области мирного изучения космоса между Академией наук (АН) СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, National Aeronautics and Space Administration) было подписано в июне 1962 года. Это соглашение стало отправной точкой для долгой и плодотворной кооперации в космической отрасли между двумя великими державами.
В ходе первой встречи советских и американских специалистов в Москве 26-27 октября 1970 года, возникла возможность широкого обмена мнениями и взаимного ознакомления с результатами космических экспериментов. Именно президент АН СССР академик Мстислав Келдыш и директор НАСА доктор Томас Пейн стали инициаторами обсуждения вопросов о сотрудничестве между СССР и США в области пилотируемых полетов. На этой встрече были образованы рабочие группы, которые занялись выработкой и согласованием технических требований по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей. Этот шаг стал важным этапом в развитии космической индустрии и открыл новые перспективы для сотрудничества между двумя ведущими космическими державами. Такие встречи и обмен опытом способствуют улучшению технологий и повышению безопасности пилотируемых космических миссий.В середине 1970-х годов встречи специалистов АН СССР и НАСА США прошли как в Хьюстоне, так и в Москве. На этих встречах обсуждались технические требования к системам космических кораблей, согласовывались принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости систем. Была рассмотрена возможность осуществления пилотируемых полетов на существующих космических кораблях.Реализация экспериментального проекта стала возможной после подписания "Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях" 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном. Это соглашение предусматривало проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом членов экипажей в 1975 году.Для успешного выполнения данной задачи необходимо было разработать инновационное универсальное спасательное средство, провести тщательное тестирование технических систем и методов совместного управления полетом, а также провести совместные научные исследования и эксперименты. Уникальный стыковочный узел, известный как лепестковый или "андрогинный", был специально разработан для обеспечения безопасного совместного полета. Этот тип соединения был одинаков для обоих кораблей, что гарантировало совместимость даже в случае аварийной ситуации. Экспериментальные исследования позволили ученым и инженерам получить ценные данные о взаимодействии между средствами спасения и методами управления полетом. Благодаря этому удалось значительно улучшить эффективность и безопасность совместных космических миссий.Для успешного осуществления совместного полета советских и американских космических кораблей серий "Союз" и "Аполлон" были разработаны специальные модификации, учитывающие различия в газовом составе и атмосферном давлении в кабинах. "Аполлон" был спроектирован для работы в атмосфере с чистым кислородом при низком давлении, в то время как советские корабли использовали бортовую атмосферу, близкую к земной. Для согласования параметров атмосферы после стыковки, к "Аполлону" был добавлен дополнительный отсек, обеспечивающий сближение атмосферы с космическим кораблем "Союз". В свою очередь, в "Союзе" было снижено атмосферное давление и увеличено содержание кислорода для обеспечения комфортных условий для экипажа.В рамках обновления серии "Союз" корабль претерпел некоторые изменения, которые включали в себя увеличение количества мест до двух, добавление солнечных батарей и модернизацию грузоподъемности и двигательных систем. Однако основным усовершенствованием стало внедрение андрогинно-периферийного стыковочного узла АПАС-75. Этот узел был ключевым элементом для успешной стыковки корабля.Важно отметить, что корабль "Аполлон" из США также имел свой стыковочный узел, который был совместим с АПАС-75. Этот узел был разработан и произведен в США и содержался в отдельном переходном отсеке для стыковки. Такие отсеки стали стандартом для последующих совместных космических программ.Эти изменения и усовершенствования в стыковочных узлах и переходных отсеках позволили значительно улучшить процесс стыковки и облегчили совместные космические миссии. В результате, совместные космические программы стали более эффективными и безопасными благодаря новым технологиям и разработкам.Развитие космической технологии в 1970-х годах сопровождалось испытаниями модифицированного варианта корабля "Союз". Этапы испытаний включали три полета – два беспилотных и один пилотируемый – "Союз-16", который состоялся в декабре 1974 года. Во время этого полета проводились испытания различных систем, включая обеспечение жизнедеятельности и стыковочный агрегат.
Совместные усилия советского и американского центров управления полетами кораблей были ключевым моментом в процессе. Советский Центр управления полетом (СЦУП), основанный в 1973 году, обладал новым комплексом технических средств, расположенным в помещениях технического здания Координационно-вычислительного центра.
Эксперименты и тестирования в ходе пилотируемого полета "Союз-16" не только подтвердили надежность корабля, но и позволили развивать новые методики выполнения научных экспериментов в космосе. Это был важный шаг в освоении космического пространства и сотрудничестве между странами в этой области.
Эксперты были разрешены принять участие в совместных тренировках и управлении полетом кораблей, включая американских специалистов. Кроме того, в январе 1973 года были сформированы и официально объявлены составы экипажей корабля "Аполлон". В основной состав вошли Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, а в дублирующий – Алан Бин, Роналд Эванс и Джек Лаусма. Советские экипажи были сформированы и объявлены Академией наук СССР в мае 1973 года. Первый состав включал Алексея Леонова и Валерия Кубасова, второй – Анатолия Филипченко и Николая Рукавишникова, третий – Владимира Джанибекова и Бориса Андреева, четвертый – Юрия Романенко и Александра Иванченкова.В 1973 году американские и советские космонавты провели свою первую совместную тренировку в Хьюстоне, а затем в Звездном городке. Одной из основных проблем при подготовке экипажей стало изучение языка друг друга. В течение двух лет совместных тренировок все участники научились хорошо понимать друг друга на "рустоне".Важным этапом в истории сотрудничества между американскими и советскими космонавтами стала первая совместная тренировка, которая прошла в центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне. Позже, осенью того же года, советские космонавты пригласили своих американских коллег в Звездный городок.Изучение языка друг друга стало ключевой задачей при подготовке экипажей. За два года совместных тренировок все участники смогли свободно общаться на смешанном англо-русском языке, который в шутку назвали "рустоном".Важно отметить, что совместные усилия русских и американцев на тренажерах не только помогли им освоить технику друг друга, но и создали возможность для совместной работы в космосе. Советские космонавты и американские астронавты настолько хорошо освоили корабли друг друга, что могли заменить себя в случае необходимости и даже работать вместе в смешанных экипажах. Однако, чтобы быть готовыми к любым нештатным ситуациям во время полета, был разработан детальный план действий на случай возникновения проблем. В случае, если основной "Союз" не смог бы дождаться "Аполлона" на орбите или должен был бы совершить посадку по каким-либо непредвиденным обстоятельствам, его место на орбите занимали бы другие космонавты, готовые к второй попытке встречи с американским кораблем. Именно 29, 30 и 1 июля 1975 года прошла комплексная совместная тренировка, которая подтвердила готовность экипажей к совместному полету и показала, насколько важно было умение работать вместе и поддерживать друг друга в космических условиях.Запуск космического корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, который состоялся 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут по московскому времени (мск), отметил начало завершающего этапа проекта. В случае, если из-за погодных условий космический корабль "Аполлон" не смог бы взлететь, "Союз" был готов дожидаться его на орбите дополнительно сутки, двое, трое и даже четверо. Планировалось также, как поступать экипажам в различных аварийных ситуациях, таких как выход из строя стыковочного устройства, исчезновение огней ориентации, нарушение герметичности корабля, отказ радиооборудования, пожар и другие.Экипажи космических кораблей были подготовлены к различным аварийным ситуациям, включая отказы оборудования и пожары, чтобы обеспечить их безопасное возвращение на Землю. Важно было иметь четкий план действий в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств в открытом космосе. Поэтому каждый аспект миссии был тщательно продуман и обсужден до запуска.Запуск "Союз-19" и "Аполлона" стал символом сотрудничества и технического прогресса в космосе. Этот исторический момент отметил новую эру в исследовании космоса и подчеркнул важность подготовки космонавтов к самым непредвиденным ситуациям во время миссий.В июле, спустя семь с половиной часов после запуска с мыса Канаверал корабля "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном, экипажи обоих космических кораблей занимались ремонтными работами. На "Союзе-19" выявили неисправность в телевизионной системе, а на "Аполлоне" обнаружили ошибку в сборке стыковочного механизма на земле, которую удалось устранить космонавтам и астронавтам. В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей.В процессе стыковки космических кораблей "Союз-19" и "Аполлон" на орбите, экипаж "Союза-19" активно использовал ручное управление для установки орбитальной ориентации корабля за два витка до стыковки. Это позволяло им точно поддерживать требуемое положение, в то время как автоматическая система обеспечивала стабильность. Важную роль в сближении и стыковке играл цифровой автопилот "Аполлона", который совместно с реактивной системой обеспечивал точное управление на участке приближения кораблей.Космический корабль "Аполлон" принимал активное участие в процессе стыковки, в то время как "Союз-19" ответственно поддерживал необходимую ориентацию. Советский корабль оснащен световыми маяками, которые были включены при приближении к "Аполлону", а также боковыми огнями ориентации. Эти световые сигналы позволяли американскому экипажу увидеть советский корабль на значительном расстоянии, что способствовало безопасной и успешной стыковке.17 июля в 15 часов по московскому времени началась серия заключительных маневров "Аполлона" для сближения с "Союзом-19". С каждым часом расстояние между кораблями уменьшалось, и к восемнадцати часам они уже находились на расстоянии 60 километров друг от друга. Экипажи установили прямую радиосвязь и успешно сократили это расстояние до 50 метров. В 19:09 по мск произошло касание кораблей, а через три минуты они полностью соединились.После проверки герметичности стыка астронавты из США перешли в стыковочный модуль и открыли его люк после трех часов подготовки. Советские космонавты сделали то же самое с люком "Союза".В ходе исторической встречи в космосе Леонов и Стаффорд поприветствовали друг друга на двух языках, а затем обменялись рукопожатием в шлюзовом отсеке, создав знаменитый момент "рукопожатия в космосе". После этого астронавты перешли в "Союз" и начали подготовку к совместным действиям. Затем Стаффорд и Слейтон активно участвовали в обмене флагами и сувенирами, подписав совместное свидетельство от ФАИ о первой международной стыковке в космосе. Научно-технические эксперименты прошли успешно, а после них астронавты собрались на товарищеском ужине, укрепляя дружеские связи.На следующий день были проведены еще три взаимных визита, где астронавты продолжили обмениваться опытом и знаниями, углубляя взаимопонимание и сотрудничество между двумя космическими программами. Встреча в космосе стала ярким примером международного сотрудничества и дружбы на фоне бескрайнего космоса.Во время исторической миссии "Союз-Аполлон" астронавт Бранд и космонавт Леонов совершили уникальный обмен местами: Бранд перешел в "Союз-19", а Леонов – в стыковочный отсек "Аполлона". Затем Стаффорд с Леоновым отправились в "Союз", а Бранд с Кубасовым – в "Аполлон". Эти встречи космонавтов и астронавтов на разных кораблях позволили им более детально изучить оборудование и особенности работы партнеров по космическому сотрудничеству.Помимо осмотра и общения, участники миссии проводили научные эксперименты и уделяли много времени телевизионным трансляциям на Землю. Они не только делились своими впечатлениями и результатами исследований, но и старались привлечь внимание общественности к значимости космических программ. На фоне холодной войны эта миссия стала символом мирного сотрудничества и дружбы между СССР и США в космосе.Завершающая часть миссии "Союз-Аполлон" включала в себя историческую международную пресс-конференцию в космосе. Космонавты и астронавты отвечали на вопросы журналистов с Земли, передаваемые через радио из пресс-центров обеих стран. Это событие стало ярким примером того, как космос объединяет людей и открывает новые горизонты для сотрудничества.В ходе космического полета члены экипажей не только проводили испытания систем обеспечения жизнедеятельности и стыковочного агрегата, но и формировали монтажную орбиту на высоте 225 километров. Этот день был насыщен различными задачами, и завершился он последним, четвертым переходом. После завершения работы космонавты и астронавты вернулись в свои корабли и закрыли переходные люки.Кроме испытаний систем и узлов, экипаж также осуществил успешные посадки спускаемого аппарата "Союза-19" в Казахстане и командного модуля "Аполлон" в Тихом океане. Важно отметить, что каждый этап полета был тщательно спланирован и выполнен профессионально.Проведение испытаний и успешные посадки спускаемого аппарата и командного модуля являются важными этапами в космических миссиях, подтверждающими высокий уровень подготовки и координации экипажей. Все участники миссии продемонстрировали выдающиеся навыки и сплоченность в работе, что позволило успешно завершить этот этап и вернуться на Землю.Во время посадки американского корабля произошла критическая ситуация, вызванная ошибкой астронавтов: после открытия воздушного клапана, двигатели реактивной системы управления продолжали работать, выбрасывая внутрь кабины ядовитые газы. Стаффорд быстро реагировал, достав кислородные маски и помогая товарищам, которые потеряли сознание. Оперативность спасательных служб также сыграла важную роль в спасении жизней. Несмотря на все усилия, астронавты оказались в огромной опасности: по оценкам врачей, они получили около 75% смертельной дозы ядовитой смеси. В таких экстремальных ситуациях каждая секунда имеет значение, и только слаженное действие команды и быстрая реакция спасают жизни космонавтов.Совместные космические программы, такие как "Союз" – "Аполлон", демонстрируют, что даже в условиях политических и экономических разногласий ведущие космические державы способны сотрудничать. Возможности для развития совместных проектов были предложены, но из-за различных обстоятельств они не были реализованы. Интересно отметить, что после двадцатилетнего перерыва совместные пилотируемые полеты совместно со стыковками были возобновлены с программы "Мир" – "Шаттл". Собранный опыт в ходе этих миссий в настоящее время успешно применяется при совместном управлении Международной космической станцией. Взаимодействие между космическими агентствами различных стран продолжает способствовать прогрессу в исследовании космоса и расширению наших знаний о Вселенной.Источник и фото - ria.ru