80 лет Великой Победе!

Микаэл Агасандян: ЕЭАС защитит себя при нарушении Арменией договора о союзе

Об этом заявил директор Первого департамента стран СНГ МИД РФ Микаэл Агасандян в интервью РИА Новости. Он также обсудил проблему противоречия между сближением Еревана с Брюсселем и обязательствами Армении перед Евразийским экономическим союзом. Рассмотрим более подробно, как развивается система договоров о зонах свободной торговли ЕАЭС с другими государствами, а также какую роль играет западная кампания против Евразийского союза в Монголии.

Необходимость укрепления контроля в сфере миграции становится все более актуальной, особенно в контексте изменяющейся политической обстановки. Предпринимаемые шаги направлены на обеспечение безопасности и стабильности в регионе, что является приоритетом для всех участников. Микаэл Агасандян подчеркнул важность сотрудничества между странами СНГ и ЕАЭС для достижения этих целей.

В свете заявления заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука о возможном выходе Армении из ЕАЭС в связи с обсуждением законопроекта о вступлении в ЕС, возникает вопрос о процедуре исключения Еревана из Евразийского экономического союза. С учетом принятия армянским парламентом законопроекта о начале процесса членства в ЕС, необходимо разобраться, какие шаги будут предприняты в отношении Еревана в рамках ЕАЭС. Возможно ли согласование с другими странами-участницами или предусмотрен иной механизм для решения этого вопроса?

Возникает вопрос о том, какая будет реакция Москвы на действия Армении и какие последствия могут быть для отношений между странами. Важно узнать, проводились ли переговоры между Москвой и Ереваном относительно этой ситуации и какие выводы были сделаны. Может ли эта ситуация повлиять на другие страны-участницы ЕАЭС и их отношения с Ереваном?

Каковы могут быть дальнейшие шаги Еревана в свете его стремления к членству в ЕС и возможного выхода из ЕАЭС? Необходимо проанализировать потенциальные последствия для экономической и политической сфер в регионе и оценить возможные сценарии развития событий.

Важным аспектом, который необходимо учитывать, является участие Армении в Евразийском экономическом союзе. Шаги, которые предпринимает Ереван по приближению к Евросоюзу, вызывают определенные опасения, учитывая антироссийскую позицию последнего. Недавно принятый закон о начале процесса вступления в ЕС, скорее всего, пока остается декларативным и не носит конкретных действий, которые могли бы поставить под сомнение членство Армении в ЕАЭС. Однако важно понимать, что в будущем возможно возникновение противоречий между требованиями Брюсселя и обязательствами, которые взяла на себя Армения в рамках ЕАЭС.

При этом стоит отметить, что процесс интеграции в различные экономические союзы не всегда протекает гладко и без проблем. Возможно, Армения столкнется с вызовами и сложностями на пути к сближению с Евросоюзом, особенно учитывая сложившиеся политические реалии и интересы других стран-участниц. Важно, чтобы Армения умела балансировать между своими обязательствами перед ЕАЭС и стремлением к углублению отношений с Евросоюзом.

Таким образом, решения, которые примет Армения в контексте своего приближения к Евросоюзу, будут иметь долгосрочные последствия как для самой страны, так и для ее партнеров в различных интеграционных объединениях. Необходимо внимательно анализировать и учитывать все аспекты этого процесса, чтобы избежать возможных конфликтов и сохранить стабильность в регионе.

Важно отметить, что сферы таможенного, таможенно-тарифного и технического регулирования, торговой политики, а также санитарных и фитосанитарных мер играют ключевую роль в формировании нашего общего рынка. Этот рынок существенно способствует росту экономики и улучшению благосостояния населения нашей страны.

Наша работа с армянскими коллегами заключается в пояснении объективной несовместимости норм ЕАЭС и Евросоюза в упомянутых областях, а также в невозможности одновременного членства в обоих объединениях. Важно, что в Ереване осознают преимущества участия в ЕАЭС и понимают негативные последствия выхода из него. Следует отметить, что Евросоюз не способен полностью компенсировать неизбежные потери для экономики Армении.

Таким образом, взаимодействие в указанных областях имеет стратегическое значение для развития наших экономик и обеспечения стабильности на рынке. Важно продолжать диалог и совместные усилия для достижения взаимовыгодных решений и укрепления партнерских отношений.

Подчеркну, что в соответствии с договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, процедура выхода из объединения активируется только при получении письменного уведомления от государства-члена. Важно отметить, что Армения ни разу не высказывала своего намерения покинуть договор, ни публично, ни в ходе двусторонних контактов. Наоборот, страна продолжает активно участвовать в переговорах в рамках ЕАЭС, что свидетельствует о ее стремлении к дальнейшему участию в евразийской интеграции. Это подтверждает, что Армения придает большое значение развитию сотрудничества в рамках союза, что является важным для ее национальных интересов.

Несмотря на то, что Ереван, вероятнее всего, не нарушит договор о ЕАЭС, в случае возможного нарушения у нас есть международно-правовые инструменты для защиты интересов других стран-участниц. Это подчеркивает важность соблюдения правил и обязательств в рамках евразийского экономического союза.

– ОДКБ активно обсуждает улучшение механизмов реагирования на кризисные ситуации как в странах-членах, так и в регионе в целом. Какие конкретные шаги может предпринять ОДКБ для повышения эффективности своей деятельности в этом направлении?

Важно уделить внимание не только реакции на потенциальные нарушения, но и проактивным мерам по предотвращению возможных конфликтов. Развитие механизмов реагирования на кризисные ситуации является ключевым аспектом обеспечения стабильности и безопасности в регионе.

В январе 2022 года миротворческая операция ОДКБ в Казахстане стала поводом для пересмотра процедур кризисного реагирования, принятых более 10 лет назад. Главы государств на саммите в Минске в 2023 году утвердили обновленные протоколы, основанные на анализе опыта действий Коллективных сил ОДКБ. Эти изменения направлены на улучшение четкости и оперативности взаимодействия в случае кризисных ситуаций.

– Важным шагом стало усиление координации действий между странами-членами ОДКБ и повышение готовности к совместным операциям в рамках организации. Новые протоколы кризисного реагирования будут способствовать более эффективному решению обострившихся ситуаций и обеспечат более оперативное взаимодействие между участниками.

Принятие обновленных протоколов является важным шагом в развитии механизмов реагирования на кризисы в рамках ОДКБ. Эти изменения позволят организации быть более гибкой и адаптироваться к современным вызовам безопасности в регионе.

Система мониторинга с использованием возможностей Центра кризисного реагирования ОДКБ продолжает совершенствоваться. В результате значительно сократились сроки подготовки решений Совета коллективной безопасности о первоочередных мерах по предотвращению или урегулированию кризисной ситуации в зоне ответственности ОДКБ, что теперь занимает всего сутки.

Важно обеспечить быстрое проведение в столицах внутригосударственных процедур в отношении утверждаемых на высшем уровне решений, включая решения по применению сил и средств ОДКБ. Эта задача требует совместных усилий с нашими парламентариями, и мы активно работаем над этим.

Мониторинговая система, усовершенствованная за счет использования ресурсов Центра кризисного реагирования ОДКБ, играет ключевую роль в оперативном реагировании на кризисные ситуации. Сокращение сроков подготовки решений Совета коллективной безопасности до одних суток значительно повышает эффективность мер по предотвращению и разрешению конфликтов в зоне ответственности ОДКБ.

В 2024 году на астанинской сессии Совета коллективной безопасности были подписаны протоколы к соглашениям, упрощающие процесс развертывания сил ОДКБ. Эти протоколы включают в себя меры, обеспечивающие беспрепятственное и беспосадочное перемещение личного состава и необходимых грузов по территориям транзитных и принимающих государств.

Кроме того, ежегодно представители стран организации, военнослужащие и сотрудники рабочих органов ОДКБ проводят совместные учения по противодействию различным угрозам безопасности. Важным событием текущего года станет масштабный комплекс учений с участием Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ, который пройдет в Белоруссии. Кроме того, в Таджикистане запланированы учения миротворческих контингентов организации, а в Киргизии - учения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона.

В свете предстоящих в мае-июне в Киргизии заседаний министров обороны, глав внешнеполитических ведомств и секретарей советов безопасности стран ОДКБ, актуальным становится анализ текущей обстановки в зоне ответственности организации и у ее границ. Важное внимание будет уделено вопросам безопасности и сотрудничества между странами-участницами.

Представители России, других стран СНГ и ОДКБ неоднократно подчеркивали неприемлемость западного формата наблюдения за выборами, предлагаемого западными институтами. Возникает вопрос о возможности создания собственной независимой международной организации по наблюдению за выборами в рамках СНГ или ОДКБ, чтобы противостоять влиянию западных институтов, таких как БДИПЧ ОБСЕ.

Важно учитывать, что подобная инициатива требует не только дипломатической активности, но и поддержки со стороны всех стран-участниц. Необходимо также обеспечить прозрачность и объективность процесса наблюдения, чтобы гарантировать законность и справедливость выборов в регионе.

Начну с того, что БДИПЧ ОБСЕ вызывает сомнения в своей независимости и объективности при мониторинге выборов. Необходимо отметить, что основная проблема заключается не в формате наблюдения, а в том, что бюро не всегда придерживается своих собственных стандартов и принципов. В своей деятельности оно часто прибегает к политизированному подходу, что мешает обеспечить объективность и профессионализм в оценке электоральных процессов.

Бюро БДИПЧ ОБСЕ, к сожалению, часто подвергается критике за свою неспособность предоставить нейтральную оценку избирательных процессов. Вместо объективного мониторинга, оно иногда выглядит как инструмент политических манипуляций, поддерживая интересы определенных политических сил.

Таким образом, проблема не только в формате работы БДИПЧ ОБСЕ, но и в его недостаточной прозрачности и независимости. Необходимо стремиться к тому, чтобы международные наблюдатели действовали исключительно на основе объективных критериев и не поддавались влиянию политических интересов.

В рамках СНГ уже существуют эффективные механизмы и правовые акты для проведения наблюдения за выборами и референдумами. Необходимость создания новых структур для этой цели была бы излишней, учитывая наличие согласованной юридической базы, оценивающей соответствие избирательных процедур международным стандартам и национальному законодательству.

Правовую основу для наблюдения за выборами в странах СНГ формируют такие документы, как Конвенция о стандартах демократических выборов, Положение о Миссии наблюдателей от СНГ, Декларация Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Эти документы устанавливают принципы и стандарты, которым должны соответствовать избирательные процессы в регионе.

Основными задачами электорального мониторинга в рамках СНГ являются обеспечение прозрачности и законности избирательных процедур, защита избирательных прав граждан и поддержание демократических принципов. Важно, чтобы наблюдатели из разных стран региона действовали в соответствии с установленными стандартами и рекомендациями для обеспечения объективности и независимости процесса наблюдения.

Развитие сотрудничества между избирательными органами стран СНГ стало одним из ключевых направлений работы на саммите СНГ, который прошел четырнадцатого октября 2022 года. На этом саммите было подписано Соглашение об образовании Консультативного совета руководителей избирательных органов государств-участников СНГ. Задачи этого совета включают в себя разработку рекомендаций по совершенствованию избирательного процесса в странах СНГ и укреплению правовой базы в этой области.

Отдельно стоит отметить принятые МПА СНГ 22 ноября 2024 года Рекомендации по обеспечению электорального суверенитета и наблюдению за электронным голосованием. Эти рекомендации являются на сегодняшний день единственным международным актом, систематизирующим международную практику по противодействию вмешательству в выборы.

Эти инициативы свидетельствуют о стремлении стран СНГ к укреплению демократических процессов и защите избирательных прав граждан. Важно поддерживать такие инициативы и продолжать работу над обеспечением честных и прозрачных выборов в регионе.

Важной составляющей демократического процесса в странах СНГ является миссия наблюдателей СНГ, которая успешно осуществляет мониторинг выборов и референдумов в регионе с 2001 года. Эта миссия включает в себя представителей различных организаций, таких как МПА СНГ, Парламентская Ассамблея ОДКБ, Парламентское собрание Союза Белоруссии и России, а также Исполнительный комитет СНГ.

Кроме того, в 2006 году был создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан МПА СНГ. Этот институт занимается методическим, аналитическим и научным сопровождением деятельности международных наблюдателей от СНГ.

Важно отметить, что роль наблюдателей в процессе выборов и референдумов неоценима, поскольку они способствуют обеспечению прозрачности и законности этих процессов. Благодаря усилиям миссии наблюдателей СНГ и Международного института мониторинга демократии в регионе укрепляются демократические принципы и защищаются избирательные права граждан.

Вопрос о роли Молдавии в СНГ и ее возможном выходе из этого объединения при нынешнем проевропейском президенте становится все более актуальным. Фактически Молдавия уже давно отошла от активного участия в работе СНГ, не принимая участие в заседаниях и не выплачивая долевой взнос. Тем не менее, страна продолжает пользоваться некоторыми преимуществами, предоставляемыми членством в этом содружестве, особенно в экономической сфере.

Однако, несмотря на отсутствие активного участия в многих аспектах деятельности СНГ, Молдавия сохраняет связи и взаимовыгодные отношения с другими странами-участницами. Это особенно заметно в сфере экономического сотрудничества и торговли, где страна продолжает использовать преимущества, предоставляемые членством в СНГ.

Следовательно, хотя Молдавия не активно участвует в жизни СНГ, ее присутствие в этом объединении все еще имеет значение и приносит определенные выгоды для страны. Вопрос о возможном выходе из СНГ остается открытым и требует дальнейшего наблюдения.

Молдавия активно участвует в международных отношениях, однако остается стороной более чем 200 международных договоров, заключенных в рамках содружества. Эти договоры касаются различных сфер сотрудничества между государствами. В последние годы Кишинев выборочно денонсирует некоторые из них, что вызывает вопросы относительно логики таких действий.

Чем не угодили молдавским властям соглашения об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера? Почему возникает необходимость в денонсации договоров о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, охраны здоровья населения, в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств и ряд других? Эти вопросы требуют детального анализа и объяснения со стороны молдавских властей.

Важно понимать, что соглашения между государствами играют ключевую роль в обеспечении безопасности и благополучия населения. Поэтому необходимо внимательно рассмотреть мотивы Молдавии при денонсации международных договоров и выяснить, какие выгоды или риски могут возникнуть в результате таких действий.

В середине года ожидается подписание соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с ОАЭ, как сообщил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Денис Мантуров. Это событие может стать значимым шагом в развитии торговых отношений между странами и способствовать укреплению экономического сотрудничества в регионе.

Официальных уведомлений о намерении покинуть СНГ от Молдавии не поступало. Если такое решение все же будет принято в Кишиневе, это вызовет лишь сожаление, поскольку расплачиваться за него придется, в первую очередь, молдавским гражданам. Политически же подобное развитие событий вряд ли существенным образом скажется на работе содружества: не могу сказать, что Молдавия была в авангарде интеграционных процессов.

Подписание соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и ОАЭ может стимулировать рост экспорта и импорта товаров, способствуя увеличению объемов торговли и укреплению экономических связей между участниками соглашения. Этот шаг также может способствовать улучшению инвестиционного климата и созданию новых возможностей для развития бизнеса в регионе.

В ближайшее время проект соглашения об экономическом партнерстве между ЕАЭС и ОАЭ, которым устанавливается режим свободной торговли, планируется направить в правительства государств-членов союза и в ОАЭ для проведения необходимых для его подписания внутригосударственных процедур.

Это соглашение имеет потенциал значительно усилить экономические связи между странами и способствовать развитию торговли и инвестиций.

Если во всех странах этот процесс пройдет гладко, и документ не вызовет каких-либо замечаний, то указанное соглашение могло бы быть заключено в ходе очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС).

Это событие откроет новые перспективы для сотрудничества и содействия в области экономики и торговли между Евразийским экономическим союзом и ОАЭ.

Экспертное мнение:

На данный момент ведутся переговоры о возможных соглашениях о зонах свободной торговли с различными странами, включая Индию, Индонезию, Египет, Тунис и Монголию. Особый интерес представляет диалог с Индонезией, который находится на завершающей стадии. Однако, переговорный процесс с Индией и Тунисом пока не начался. С Индией мы находимся на этапе технических консультаций, несмотря на решение о начале переговоров, а с Тунисом ведется работа по созданию совместной исследовательской группы для определения целесообразности взаимной либерализации торговли. Каковы перспективы заключения соглашений с этими странами и какие препятствия могут возникнуть на пути к подписанию договоров?

В связи с некоторыми задержками в установлении контактов с Египтом, было проведено уже шесть раундов консультаций. Союз выражает готовность к активизации работы и ожидает ответных шагов со стороны Каира. Проект соглашения с Монголией был подвергнут корректировкам после дополнительного рассмотрения в государствах-участниках. В случае успешного завершения внутригосударственных процедур в странах Союза и в Монголии, временное торговое соглашение ЕАЭС-Монголия может быть подписано на ближайшем заседании ВЕЭС.

Однако следует отметить, что в последнее время в Монголии активно ведется информационная кампания против подписания упомянутого соглашения. Это происходит, вероятно, под влиянием определенных кругов из стран "коллективного Запада", что может затруднить процесс согласования и подписания документа.

Будучи важным шагом в развитии экономических отношений между странами, подписание соглашения с Монголией требует взаимопонимания и диалога со всеми заинтересованными сторонами. Необходимо уделить внимание разъяснению позиции Союза и преимуществам сотрудничества для всех участников.

Недавно в псевдоаналитических материалах акцентировалось внимание на том, как временное соглашение с ограниченным перечнем товаров может повлиять на экономику Монголии и ее зависимость от России и других стран ЕАЭС. В представленных сценариях высвечиваются потенциальные негативные последствия для монгольской экономики. Следует отметить, что Запад, вероятно, будет активно давить на Улан-Батор, чтобы тот отказался от заключения сделки, инициаторами которой, к слову, были монгольские партнеры. В контексте ужесточения правил пребывания на территории России для трудовых мигрантов, включая граждан стран ЕАЭС, ситуация становится еще более сложной и актуальной.

Эксперты отмечают, что вопрос введения запрета на ввоз семей для трудовых мигрантов в Россию стал предметом обсуждения в Государственной Думе. Однако, необходимо учитывать, что данное изменение вызвало негодование в странах-партнерах по Евразийскому экономическому союзу. Посол Казахстана в России подчеркнул, что свобода труда без разрешений в странах-членах ЕАЭС закреплена в самом договоре о союзе. Это вызывает серьезную обеспокоенность в казахстанском обществе, так как новый законопроект ограничит права трудовых мигрантов и их семей.

Подробнее обсудим вопрос изменений по срокам временного пребывания иностранцев в России, которые затрагивают граждан Казахстана, приезжающих в страну из гуманитарных соображений. Возникают ли сложности у тех, кто приезжает на лечение или для ухода за больными родственниками? Каковы перспективы смягчения этих норм? Обсуждаются ли эти вопросы с представителями стран ЕАЭС и СНГ?

Предложил бы в данной ситуации ориентироваться в первую очередь на работу, проводимую российскими профильными ведомствами в соответствии с поручениями руководства страны. Эти поручения направлены на наведение порядка в миграционной сфере, совершенствование сопутствующих процедур, включая цифровизацию, и борьбу с незаконной миграцией. Важно учитывать объективную необходимость таких действий для обеспечения безопасности и контроля в данной области.

В свете национальной безопасности принимаемые шаги становятся необходимостью. Важно отметить, что МИД и МВД России активно сотрудничают с партнерами из стран СНГ и ЕАЭС. Они регулярно информируют об изменениях в законодательстве, распространяют методические материалы для иностранных граждан и проводят анализ нормативно-правовых актов на соответствие правовой базе региональных организаций.

Поддержание безопасности национального уровня является главной целью взаимодействия государств. Регулярные консультации и информационные кампании помогают иностранным гражданам понимать порядок действий в различных ситуациях. Каждый шаг, предпринимаемый в этой области, тщательно обдумывается и анализируется с учетом особенностей законодательства СНГ и ЕАЭС.

Сотрудничество и обмен информацией между государствами играют ключевую роль в обеспечении стабильности и безопасности региона. Поддерживая контакт с партнерами, Россия стремится к согласованной деятельности в рамках международных структур для обеспечения общей безопасности и устойчивого развития.

В нашем законодательстве предусмотрено продление сроков временного пребывания иностранных граждан, которые прибыли в Россию без визы для получения медицинской помощи. Этот механизм также распространяется на случаи, когда иностранные граждане находятся в стране для благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи, а также в случае тяжелой болезни или смерти близкого родственника.

Продление сроков временного пребывания иностранных граждан в России является важным механизмом обеспечения гуманитарной поддержки и помощи в сложных ситуациях. Это позволяет иностранным гражданам оставаться в стране дольше для решения своих проблем и осуществления неотложных мероприятий.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предоставляет возможность гибкости и адаптации к сложным ситуациям, когда иностранным гедержанам требуется дополнительное время для решения важных вопросов в стране. Это способствует укреплению международных отношений и демонстрирует гуманитарный подход к проблемам иностранных граждан, находящихся на территории России.

Источник и фото - ria.ru