Путин подписал закон о расширении полномочий ЦБ при сборе финстатистики
15.12.2025 18:17

Этот шаг направлен на повышение точности и полноты данных, отражающих состояние экономики страны. Официальный текст закона уже опубликован на сайте правовых актов, что подтверждает его вступление в силу и начало реализации новых функций.
Система национальных счетов представляет собой комплекс взаимосвязанных показателей, которые дают целостное представление о функционировании экономики на макроуровне. Она включает в себя различные счета, отражающие как финансовые, так и нефинансовые операции субъектов хозяйствования. Центральный банк России играет ключевую роль в формировании финансового счета страны в рамках СНС. Кроме того, начиная с 2008 года, по соглашению с Росстатом, Банк России также занимается подготовкой показателей текущих (нефинансовых) счетов, связанных с банковской системой. Это сотрудничество обеспечивает более глубокий и комплексный анализ экономической деятельности.Расширение полномочий Центрального банка в сборе финансовой статистики позволит улучшить качество данных, что, в свою очередь, повысит эффективность экономического планирования и принятия управленческих решений на государственном уровне. Более детальная и достоверная статистика способствует укреплению финансовой стабильности и прозрачности экономики, а также улучшает взаимодействие между различными государственными органами и институтами. Таким образом, новый закон является важным шагом в развитии национальной системы статистики и поддержке устойчивого экономического роста России.В условиях развития финансового рынка и необходимости повышения точности статистических данных, важную роль играет координация между различными государственными органами в сфере учета финансовых потоков. Ранее Росстат отвечал за составление показателей системы национальных счетов (СНС) по другим финансовым посредникам и интегрировал данные Центрального банка РФ по текущим счетам банковской системы, что позволяло формировать полный и комплексный набор счетов для всех финансовых организаций. Такой подход обеспечивал целостность и достоверность информации о финансовом состоянии различных субъектов рынка.С недавним принятием нового закона, инициированного Росстатом, функции по построению полного набора счетов в СНС для кредитных и некредитных финансовых организаций, профессиональных участников финансового рынка, а также финансовых организаций, не находящихся под надзором Банка России, передаются непосредственно Центральному банку. Это изменение направлено на повышение эффективности и точности ведения финансовой статистики, учитывая возросшую сложность и разнообразие финансовых институтов.Кроме того, закон предусматривает, что Банк России совместно с Росстатом разработает методологию составления нефинансовых счетов СНС для указанных организаций и лиц, за исключением аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым субъектам финансового рынка. Также в их совместные задачи входит разработка методик для составления финансовых счетов, а также балансов финансовых активов и обязательств в системе национальных счетов Российской Федерации. Такой комплексный подход позволит обеспечить более прозрачное и системное отражение финансовых потоков в экономике страны, что в свою очередь способствует улучшению анализа и прогнозирования экономического развития.В современных условиях точное и своевременное формирование статистических данных играет ключевую роль в обеспечении экономической стабильности и прозрачности финансовых процессов. Центральный банк России берет на себя ответственность за самостоятельную организацию процесса составления таких счетов, что позволяет повысить качество и достоверность собираемой информации. В частности, ЦБ разрабатывает и утверждает формы федерального статистического наблюдения, а также устанавливает порядок составления и предоставления первичных статистических данных, которые обязаны предоставлять соответствующие организации и лица.Кроме того, Центральный банк формирует и публикует на своем официальном сайте перечень респондентов, участвующих в этом процессе. Эти респонденты обязаны безвозмездно предоставлять первичные статистические данные, необходимые для составления платежного баланса и международной инвестиционной позиции Российской Федерации. В их обязанности входит также предоставление информации для статистики внешней торговли услугами, учета внешнего долга и международных резервов, а также данных по прямым инвестициям. Помимо этого, собираются сведения для формирования финансовых счетов и балансов финансовых активов и обязательств в рамках системы национальных счетов (СНС).Таким образом, установленный порядок сбора и обработки статистической информации способствует формированию комплексного и объективного представления о состоянии внешнеэкономической деятельности России. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность принятия обоснованных решений на государственном уровне, направленных на развитие экономики и укрепление международных финансовых позиций страны.В современных условиях прозрачность финансовых потоков становится ключевым элементом эффективного регулирования экономики и обеспечения стабильности на финансовом рынке. Центральный банк теперь обладает расширенными полномочиями, позволяющими самостоятельно определять круг организаций, которые обязаны предоставлять ему информацию о движении денежных средств, задолженностях, зарубежных инвестициях, а также о состоянии крупных игроков финансового сектора. Об этом журналистам рассказал член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин. По его словам, государство получает централизованный и систематизированный поток данных, благодаря которому становится возможным детально отслеживать динамику роста долговых обязательств, направления инвестиционных потоков, а также оценивать финансовое состояние банков, страховых компаний и других ключевых участников рынка. Такая комплексная картина позволяет принимать взвешенные решения в области денежно-кредитной политики, включая установление процентных ставок, введение ограничений и разработку мер поддержки для различных секторов экономики. Таким образом, новая практика сбора и анализа финансовой информации способствует повышению прозрачности и устойчивости финансовой системы, что в конечном итоге способствует укреплению доверия инвесторов и стабильному развитию национальной экономики.В современном законодательстве Российской Федерации уделяется особое внимание регулированию доступа к информации государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, закон устанавливает, что правительство РФ совместно с Центральным банком России определяет конкретные ситуации, при которых доступ к таким данным может быть ограничен. Это означает, что в определённых случаях сведения из государственного информационного ресурса будут доступны исключительно ограниченному кругу лиц и организаций, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие государственные органы, государственные внебюджетные фонды и Центральный банк.Кроме того, закон предусматривает особые условия для некоторых юридических лиц. Так, унитарные предприятия, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, которые включены в прогнозные планы или программы приватизации, освобождаются от обязанности предоставлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для формирования данного государственного информационного ресурса. Это положение направлено на упрощение процедур и снижение административной нагрузки на предприятия, участвующие в приватизационных процессах.Таким образом, законодательство стремится обеспечить баланс между прозрачностью финансовой отчетности и необходимостью защиты конфиденциальной информации. Ограничение доступа к определённым данным способствует сохранению государственной безопасности и интересов участников рынка, одновременно поддерживая эффективность функционирования государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. В дальнейшем такие меры будут способствовать повышению доверия к финансовой информации и развитию прозрачной экономической среды в России.В условиях продолжающейся экономической трансформации и необходимости точного учета деятельности субъектов бизнеса, законодательство предусматривает важные меры поддержки и упрощения отчетности. В частности, на 2026 год продлевается право юридических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а также индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей, предоставлять профильным ведомствам первичные статистические данные. Эти данные могут быть представлены как в электронном, так и в бумажном виде, что обеспечивает гибкость и удобство в процессе отчетности. Такое продление способствует сохранению прозрачности и эффективности сбора статистической информации, что важно для мониторинга экономической ситуации и принятия управленческих решений. Закон вступает в силу с момента его официального опубликования, что гарантирует своевременное применение новых норм и обеспечивает правовую определенность для всех участников процесса. Таким образом, данные изменения создают благоприятные условия для бизнеса и органов статистики, способствуя развитию региональной экономики и улучшению качества собираемой информации.Источник и фото - ria.ru






