Счетная палата оценила эффективность внедрения системы управления рисками
В результате исследования было выявлено, что хотя работа этих органов в целом соответствует новому подходу, полностью он еще не внедрен из-за нескольких причин, отмечено в докладе Счетной палаты.
Согласно материалам, президент Российской Федерации поставил задачу перейти к риск-ориентированной модели контроля и надзора с 1 января 2025 года. Аудитор Светлана Орлова подчеркнула, что после анализа деятельности девяти контрольно-надзорных органов можно сказать, что их работа соответствует новой концепции государственного контроля, направленной на уменьшение проверок и акцент на профилактике.Изучение эффективности внедрения системы управления рисками в деятельность контрольно-надзорных органов позволило выявить как позитивные моменты соответствия новым стандартам, так и проблемные аспекты, требующие дополнительной работы и корректировок.В 2023 году наблюдается значительное снижение числа проверок по сравнению с 2021 годом, что можно охарактеризовать как важный шаг в реформировании системы контроля. В то же время, количество профилактических мероприятий увеличилось вдвое, что свидетельствует о более проактивном подходе к управлению рисками. Однако, как отметила Орлова, несмотря на эти изменения, практика применения системы управления рисками остается нестабильной, особенно с учетом действующего моратория на проверки.Счетная палата указывает на несколько факторов, способствующих таким результатам. Прежде всего, недостаточное категорирование объектов является одной из ключевых проблем. Установленные критерии для классификации объектов по уровням риска не полностью соответствуют требованиям законодательства, что затрудняет эффективное выявление и минимизацию потенциальных угроз. Таким образом, важно не только продолжать увеличивать количество профилактических мероприятий, но и пересмотреть существующие критерии категорирования, чтобы обеспечить более точное и эффективное управление рисками. В конечном итоге, для достижения устойчивой и надежной системы контроля необходимо комплексное обновление подходов и методов, что позволит не только снизить количество проверок, но и повысить их качество.Эффективность управления рисками сильно страдает из-за недостаточного категорирования объектов, что мешает контрольным органам сосредоточить свои усилия на наиболее рискованных объектах. Орлова подчеркнула, что это препятствует предотвращению потенциального вреда и минимизации негативных последствий.Кроме того, Счетная палата отмечает еще один недостаток - отсутствие согласованности данных между различными информационными системами контрольно-надзорных органов. Несовпадение информации в различных ресурсах связано с тем, что ведомственные информационные системы не полностью интегрированы с Единым реестром видов федерального госконтроля.Это приводит к дублированию усилий, недостаточной обратной связи и затрудняет оперативное принятие решений на основе объективных данных. Необходимо усовершенствовать системы категорирования объектов и обеспечить синхронизацию информационных систем для более эффективного контроля и управления рисками.Эксперт: При анализе работы контрольного ведомства выявлены недостатки в использовании индикаторов риска при проведении внеплановых проверок. Однако, несмотря на значительную эффективность этого метода, остаются вопросы качества самих индикаторов риска. Проблемы связаны с их целевой направленностью на наиболее массовые и критичные события, а также с охватом контролируемых объектов, возможностью измерения и проверки достоверности данных. "Учитывая растущее значение индикаторов риска как основы для внеплановых проверок, необходимо совершенствовать этот инструмент", - подчеркнула Орлова."В отчете Счетной палаты представлены данные, относящиеся к этапу формирования риск-ориентированного подхода в системе контроля и надзора. Этот период оказался непростым, и ряд замечаний связан с особенностями переходного времени, включая влияние ковидных ограничений и санкционных мер," - подчеркнул Александр Вдовин, глава департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития РФ. Его комментарий был предоставлен пресс-службой ведомства.
В Минэкономразвития отметили, что в процессе внедрения риск-ориентированного подхода все озвученные замечания Счетной палаты были тщательно проработаны. Это свидетельствует о серьезном отношении к вопросам контроля и надзора, что крайне важно в условиях текущих экономических реалий. Внедрение нового подхода направлено на повышение эффективности работы государственных органов и улучшение взаимодействия с бизнесом.
Таким образом, несмотря на сложности, вызванные пандемией и международной политической ситуацией, министерство активно работает над оптимизацией контроля и надзора, что, безусловно, положительно скажется на бизнес-среде в стране. В дальнейшем планируется продолжать мониторинг и адаптацию подходов в соответствии с изменяющимися условиями, что позволит обеспечить более устойчивое развитие экономики.
В последние годы наблюдается значительный рост числа индикаторов риска, который достиг 542 на 1 января 2025 года. Это увеличение связано с необходимостью более глубокого анализа и оценки потенциальных угроз. Важно отметить, что средняя эффективность контрольных мероприятий, основанных на этих индикаторах, также возросла и теперь составляет 88%. В некоторых случаях эффективность контроля достигает впечатляющих 100%, что свидетельствует о высоком уровне проработки методов управления рисками.Министерство экономического развития России подчеркивает важность систематического подхода к категорированию объектов контроля. В 2022 году был создан реестр объектов контроля на основе Единого реестра видов контроля (ЕРВК), который включает информацию о присвоенных категориях риска. На январь 2023 года в этом реестре уже насчитывалось более 3 миллионов объектов контроля. Однако к сентябрю 2024 года их количество возросло до 7 миллионов, а на сегодняшний день их число приблизилось к 9 миллионам.Такой рост числа объектов контроля и индикаторов риска подчеркивает необходимость постоянного совершенствования методов контроля и управления рисками. Это также открывает новые возможности для повышения прозрачности и эффективности работы государственных органов. В будущем можно ожидать дальнейшего развития систем мониторинга и анализа, что позволит более точно и оперативно реагировать на возникающие угрозы.Источник и фото - ria.ru