80 лет Великой Победе!

Уголовники-"зацеперы" пытались проехать на поезде Сталина в Тегеран

Одним из таких событий стала Тегеранская конференция 1943 года, на которую советская делегация под руководством Иосифа Сталина направлялась специальным поездом. Несмотря на самые строгие меры безопасности, предпринятые для охраны этого поезда, в конце ноября 1943 года все же произошли некоторые инциденты. В частности, в одном из недавно рассекреченных архивных документов ФСБ России говорится о попытке троих уголовников незаконно проникнуть на поезд, что свидетельствует о существовавших тогда недочетах в системе охраны.

С 28 ноября по 1 декабря 1943 года в Тегеране проходила историческая конференция трех великих лидеров — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Это событие стало одним из ключевых военно-политических моментов Второй мировой войны, на котором обсуждались вопросы совместных действий союзников, послевоенного устройства мира и стратегии борьбы с нацистской Германией. Особое внимание уделялось вопросам открытия второго фронта в Европе и послевоенному разделу сфер влияния.

Организация безопасной транспортировки советской делегации была крайне важной задачей, учитывая высокий уровень угроз и напряженность того времени. Несмотря на усилия служб безопасности, попытка проникновения уголовников на поезд показала, что даже самые тщательно продуманные меры не всегда могут полностью исключить риски. Этот эпизод подчеркивает сложности и опасности, с которыми сталкивались советские спецслужбы в годы войны, а также важность постоянного совершенствования методов охраны и контроля. Таким образом, Тегеранская конференция не только укрепила союзнические отношения, но и стала проверкой на прочность для системы безопасности СССР в условиях глобального конфликта.

Впервые обнародованные архивные материалы раскрывают масштабную и тщательно организованную работу советских органов государственной безопасности по подготовке Тегеранской конференции 1943 года. Эти документы позволяют глубже понять, каким образом обеспечивалась безопасность высшего руководства СССР в период одного из ключевых международных событий Второй мировой войны. Центральным источником информации стал меморандум Дмитрия Шадрина, заместителя начальника 6-го управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР, который был составлен сразу после возвращения делегации в Москву.

В своем докладе Шадрин подробно описывает меры охраны, предпринятые на территории Советского Союза для защиты специального поезда с делегацией во главе со Сталиным. Поезд отправился из Москвы 22 ноября 1943 года, направляясь в Баку, где Сталин пересел на самолет для перелета в Тегеран — место проведения конференции. После завершения переговоров лидер советского государства вернулся в Баку тем же воздушным путем, а затем поездом отправился обратно в Москву. Такая сложная логистика и высокий уровень безопасности свидетельствуют о важности и секретности мероприятия, а также о профессионализме советских спецслужб.

Подготовка к Тегеранской конференции стала одним из ярких примеров взаимодействия различных подразделений госбезопасности, которые обеспечивали не только физическую охрану участников, но и контроль над информационными потоками, предотвращая возможные утечки и диверсии. Архивные документы, опубликованные ФСБ, дают уникальную возможность исследователям и историкам оценить масштабы и сложность этой работы, а также понять, как советская власть готовилась к встрече с союзниками в условиях военного времени. Таким образом, изучение этих материалов расширяет наше представление о внутренней организации безопасности СССР и подчеркивает роль спецслужб в обеспечении стратегических международных операций.

В истории железнодорожного транспорта нередко встречаются примеры, когда недостатки в организации и управлении приводили к серьезным сбоям в движении поездов. Как справедливо отмечал Шадрин, в ходе эксплуатации железных дорог выявлялись многочисленные случаи значительных упущений и нераспорядительности со стороны администрации, что негативно сказывалось на обеспечении бесперебойного и безопасного следования поездов. Эти проблемы не только вызывали задержки, но и создавали угрозу безопасности пассажиров и грузов.

В частности, Шадрин приводил конкретный пример инцидента на станции Голутвин Московско-Рязанской железной дороги, произошедшего 22 ноября 1943 года. При отправлении поезда на тендер паровоза проникли три лица — Романов А.П., Короваев А.А. и Гришин И.Я., которые оказались уголовниками. Их присутствие на тендере было обнаружено сотрудниками охраны, после чего всех троих немедленно сняли и передали в Дорожно-Транспортный Отдел НКГБ для дальнейших разбирательств. Этот случай ярко иллюстрирует недостатки в системе контроля и охраны, которые могли привести к более серьезным последствиям.

Таким образом, данные примеры подчеркивают необходимость постоянного совершенствования административных и охранных мер на железных дорогах. Только благодаря строгому контролю и эффективной организации можно обеспечить надежность и безопасность железнодорожных перевозок, что особенно важно в условиях военного времени и повышенных требований к транспортной инфраструктуре.

В истории Второй мировой войны Тегеранская конференция занимает особое место как одно из ключевых событий, определивших ход послевоенного мира. В 2018 году, в честь 75-летия этого значимого события, советник директора Федеральной службы охраны России, доктор исторических наук Сергей Девятов дал интервью РИА Новости, в котором подробно рассказал о мерах безопасности, сопровождавших советскую делегацию. Он пояснил, что специальный литерный поезд, на котором передвигалась советская делегация, был тщательно замаскирован: его внешний вид и оформление были сделаны таким образом, что неподготовленный человек не смог бы отличить его от обычного пассажирского пассажирского состава. Такая маскировка была необходима для обеспечения безопасности высокопоставленных участников конференции, учитывая сложную международную обстановку того времени и угрозы, связанные с военными действиями. Этот факт подчеркивает, насколько тщательно советские службы охраны подходили к организации защиты своих лидеров в условиях войны. В целом, подобные меры безопасности свидетельствуют о высокой степени секретности и важности мероприятий, проводимых в период Второй мировой войны, а также о том, как исторические события влияли на развитие систем охраны и безопасности в последующие годы.

Источник и фото - ria.ru