80 лет Великой Победе!

В России стартовал пятый сезон конкурса "Знаешь?Научи!"

Это мероприятие дает школьникам возможность проявить себя как будущим молодым ученым, раскрыть свои таланты популяризаторов науки и продемонстрировать свои проекты и идеи, сообщили в пресс-службе.

Уже пять лет конкурс "Знаешь?Научи!" объединяет школьников по всей стране, возраст которых колеблется от 6 до 18 лет. Участники имеют возможность делиться своими знаниями и объяснять сложные научные темы простым и увлекательным языком. Согласно экспертам, это способствует развитию научно-популярной культуры среди молодежи и поощряет интерес к науке с раннего возраста.

"Знаешь?Научи!" - это уникальный проект, который предлагает участникам создавать собственные видео под руководством опытных наставников, выбранных ими самими. В этом году стартовал пятый сезон данного конкурса, который является одним из ключевых проектов Десятилетия науки и технологий, провозглашенного президентом России. Согласно заявлению вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, за четыре предыдущих сезона школьники прислали более 10 тысяч видеороликов на сайт научи.наука.рф.

Этот конкурс не только способствует обмену знаниями и вдохновляет на обучение, но также создает благоприятные условия для раскрытия потенциала каждого участника и развития их талантов. Участники могут проявить свою креативность и умения, представив видео продолжительностью от одной до трех минут на платформе проекта. В результате, "Знаешь?Научи!" способствует формированию сообщества молодых энтузиастов, готовых делиться своими знаниями и вдохновлять других на обучение.

Участие в конкурсе для юных исследователей не только открывает возможность выиграть призы, но и дает дополнительные баллы для поступления в Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН). Первый этап конкурса, который начался 14 октября 2025 года, продлится до 1 марта 2026 года, а результаты будут объявлены 13 апреля 2026 года.

Необходимо отметить, что участники могут представить свои видеоролики в шести различных тематических номинациях. Например, для участия в номинации "Цифровой взгляд на планету: спутники и дроны" (ГК "Геоскан") требуется создать видеоролик, демонстрирующий, как современные беспилотные летательные аппараты и космические спутники применяются для изучения нашей планеты.

Этот конкурс является прекрасной возможностью для молодых ученых проявить свои таланты и показать свои знания в области науки и технологий. Участие в нем может стать первым шагом к успешной карьере и помочь в поступлении в престижный университет.

В мире современных технологий и инноваций, номинация "Умные материалы в городах будущего" (СИБУР) предлагает участникам создавать видеоролики, демонстрирующие преимущества новых материалов, способных сделать нашу жизнь более комфортной, безопасной и экологически чистой.

Среди школьников, желающих принять участие в конкурсе "Двигателестроение" (АО "Объединенная двигателестроительная корпорация"), ожидается создание видеороликов, посвященных авиационному двигателестроению. В них участники должны подчеркнуть, как важно знание предметов, таких как математика и физика, для успешной карьеры в инженерной сфере.

Участники номинации "Устройство будущего: от идеи к чертежу" (Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых") приглашаются к творчеству и разработке собственного гаджета из будущего. В своих видеороликах они должны подробно рассказать о принципе работы разработанного устройства и представить научные обоснования его эффективности.

Тематика номинации "Наука-история-человек" (Издательская группа "Эксмо-АСТ") охватывает разнообразные аспекты развития науки в разные периоды истории человечества. В рамках этой номинации исследуются жизнь великих ученых, их гениальные открытия и влияние на культуру и общество. Эта тема позволяет участникам погрузиться в удивительный мир научных открытий и исторических событий.

Для участия в номинации "Инструкция по искусственному интеллекту, которую поймет каждый" (Авито) необходимо создать видеоролик, где будет понятно объяснено, что такое искусственный интеллект и как он влияет на нашу повседневную жизнь. Это задание позволяет участникам простым и доступным языком рассказать о технологических новинках и их влиянии на современное общество.

Участники имеют возможность экспериментировать с выбранной тематикой, основываясь на своих научных интересах и творческом подходе. Это открывает широкие возможности для творчества и самореализации, позволяя каждому участнику внести свой вклад в популяризацию науки и технологий.

Сегодня дроны и спутники становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, выполняя различные функции от съемок на школьном дворе до наблюдений из космоса. Это открывает перед нами огромные возможности для изучения и применения научных законов в практике. Например, будущие физики могут применить знания о законе сохранения энергии и импульса, действии и противодействии для улучшения работы беспилотных аппаратов. Химики, в свою очередь, могут экспериментировать с новыми сплавами и материалами, чтобы создать более эффективные и безопасные конструкции.

Подчеркивая важность того, чтобы дети понимали, что за технологиями стоят основы науки, Михаил Луцкий, руководитель отдела образовательных проектов ГК "Геоскан", высказывает уверенность в том, что обучающие проекты, ориентированные на практическое применение научных знаний, не только развивают их любознательность, но и помогают им сделать первые шаги к будущей профессии. Ведь обучение науке через практику и применение в реальных проектах делает учебный процесс более увлекательным и запоминающимся.

Для привлечения внимания молодежи к науке в эпоху быстрого развития и цифровизации необходимо использовать нестандартные подходы. Один из таких подходов - организация конкурсов, которые позволят школьникам проявить себя и познакомиться с достижениями ученых. Например, спецноминации "Лучший наставник" и "Лучшая школа", организованные РУДН и Фондом "Вызов", стимулируют участников создавать видеоролики.

Победителями в номинациях "Лучший наставник" и "Лучшая школа" станут те, чьи ученики представят на конкурс больше всего творческих работ. Третьей спецноминацией является "Марафон регионов", где победу одержат пять регионов, привлекших наибольшее количество детей.

"Привлечь внимание молодежи к научным достижениям - это настоящий вызов, который мы принимаем. Конкурс дает возможность школьникам стать научными блогерами и создать собственные видеоролики, что может стать важным шагом в их научной карьере", - поделилась Наталья Третьяк, генеральный директор Фонда "Вызов".

Изначально каждое видео, присланное на конкурс, будет оценено экспертами, которые проверят их соответствие правилам и выбранной тематике, а также оценят научность и оригинальность. После этого будет отобран шорт-лист из 162 полуфиналистов, по 27 участников в каждой категории.

Критерии выбора победителей будут включать в себя владение темой и ее интерпретацию, оригинальность идеи, качество визуального исполнения и монтажа, а также уровень презентации материала. Эти параметры будут оцениваться жюри, в состав которого войдут ученые, представители бизнеса и профессионалы научно-популярного контента. Победители будут определены на основе объективных критериев и профессионального мнения экспертов.

Для определения победителей в каждой из шести номинаций в рамках конкурса будут учитываться три возрастные группы: младшая, средняя и старшая школа. Это позволит выявить 18 лауреатов в различных категориях среди 54 финалистов, а также выделить лучшего наставника, лучшую школу и лучший регион. Каждая номинация будет оцениваться с учетом специфики возраста участников, что подчеркнет важность индивидуального подхода к каждой возрастной группе. Победители будут награждены в соответствии с их достижениями и вкладом в образовательную сферу.

Источник и фото - ria.ru